Аннотация:
Психоанализ подразумевает готовность выслушать уникальные и трогательные — то есть неоднозначные и потому вызывающие беспокойство — вопросы страдающего. А это значит — живущего.
В этом процессе психоаналитик должен вместе со своим Другим придать форму боли невыразимого, которое в силу самого своего естества не поддаётся никаким попыткам наглядного представления. Это не сильно отличается от того, что происходит в художественной деятельности.
Если художнику свойственно вводить в мир нечто, чего до этого никто никогда не видел, никто никогда не слышал и не осязал, то думать эстетически означает установить контакт с этим переходным полем между художественным несущим и воспринимаемой формой; а «думать психоаналитически» означает перемещаться от несказанного к вербально выразимому и обратно.
Таким образом, эстетика может пониматься как труд по объяснению эстетического опыта, чьё основное (но не исключительное) поле состоит из различных видов искусства. Основополагающий — с точки зрения динамики присутствия и отсутствия ощущаемого — эстетический опыт сродни опыту психоаналитическому: это безмолвное открытие себя тому, что не является нами, и тому, что посредством нас выражается.